Интервью, мнения (15)

Стартовал завершающий этап реставрации иконы «Успение» XVII века
14.03.2024 16:03 Интервью, мнения
Стартовал завершающий этап реставрации иконы «Успение» XVII века
Икона из фондов Псковского музея-заповедника «Успение» поступила в музей из церкви Варлаама Хутынского в Пскове в мае 1962 года на основании материалов бригады Министерства культуры РСФСР. Это традиционная композиция, называемая «Облачное Успение», где в центральной части изображена Богоматерь на смертном одре и Спаситель с Ее душой на руках, окруженные апостолами и святителями, оплакивающими ее кончину. В верхней части иконы в облаках ангелы несут апостолов. На полях изображены преподобные. Благодаря усилиям генерального директора Псковского музея-заповеднике, к реставрации иконы в настоящее время приступил заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова», художник-реставратор высшей квалификационной категории, кандидат искусствоведения Александр Горматюк. Он работал над реставрацией особо значимых для российской культуры икон – «Богоматерь Боголюбская»...
Как сделать выставку-блокбастер
12.01.2024 15:21 Интервью, мнения
Как сделать выставку-блокбастер
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в ходе "Делового завтрака" в Российской газете, рассказала о том, можно ли предсказать успех выставки, как сделать блокбастер, о международных проектах и новых выставках Музеев Московского Кремля и выставках в 2024 году. Музей в стране ладана Вы недавно вернулись из Омана, где вели переговоры о совместных музейных проектах. Что в первую очередь интересно зрителям Омана, если говорить о коллекциях Музеев Московского Кремля? Елена Гагарина: Нас попросили представить нашу коллекцию восточного оружия, она лучшая в мире. Кроме того, Оман - это страна ладана. Поэтому тема ладана, его использования в богослужении в России задает еще один сюжет выставки. Ладан - один из даров волхвов младенцу Иисусу. Мы привезем икону XVII века с этим рождественским сюжетом, золотую церковную утварь, связанную с возжиганием ладана...
В Сирии появилась "Золотая роза" Паустовского на арабском языке
30.09.2023 10:09 Интервью, мнения
В Сирии появилась "Золотая роза" Паустовского на арабском языке
На прилавках сирийских книжных и в библиотеках появилась "Золотая роза" Паустовского на арабском. Перевел ее сириец, писатель и публицист Низар Канаан, человек, которого друзья в шутку называют даже не фанатом, а фанатиком русской литературы. "Пусть так, - отвечает он и широко, по-восточному, улыбается, - если русскую литературу считать религией, то я ее первый проповедник". "Проповедовать" он начал как раз с Паустовского, еще в 80-х, потом перевел Грина и многих других, а известность ему принесла трехтомная антология русской поэзии, которую видный иракско-российский филолог Диа Алдин Нафи Хасан назвал "великим научным и переводческим трудом". По этим книгам наших поэтов изучают в университетах Багдада, Дамаска, а также на восточных факультетах Казани и Санкт-Петербурга.  Низар, я узнал, что вы, будучи школьником, написали роман в триста страниц, действия которого...
Большой книжный спектакль о великих соотечественниках
07.08.2023 17:35 Интервью, мнения
Большой книжный спектакль о великих соотечественниках
На IX фестивале «Красная площадь» были представлены сотни блестящих новых изданий. Об одном из них мне хотелось бы рассказать особо. Состоялась премьера, скажу образно, большого книжного спектакля – двухтомника «Русское зарубежье. Великие соотечественники» (издательство «Яуза»). Обе книги опубликованы при поддержке Фонда «История отечества». Альбомы-энциклопедии продолжили изобразительный, иконографический и литературный рассказ о наших эмигрантах XX–XXI веков. Издательский гуманитарный проект Международного союза приборостроителей и специалистов по информационным и телекоммуникационным технологиям представил 200 биографий россиян, по разным причинам покинувших Родину. Жизнь большинства из них сложилась крайне драматично, порой с трагическим исходом. Но они боролись за своё человеческое достоинство, за право продолжить себя как личности, верность...
Неизвестный силуэт полководца Суворова
30.06.2023 13:33 Интервью, мнения
Неизвестный силуэт полководца Суворова
Неизвестный портрет полководца обнаружен обозревателем журнала «Родина» под обложкой удивительной монографии. Трудно обойтись без прилагательных в превосходной степени, говоря о "Силуэте в России в XVIII веке", этом редкостном научном исследовании и издательском феномене. Под обложкой альбома собраны 400 великолепных репродукций, оригиналы которых хранятся в 69 отечественных и зарубежных музеях и частных собраниях - от Музеев Московского Кремля и Государственного Эрмитажа до Метрополитен-музея, фонда Королевских коллекций и личного собрания королевы Елизаветы II (Великобритания)1. На стр. 158 "Портрет неизвестного". Скорее всего, это до сей поры неизвестный силуэт великого Суворова. Полагаю, что атрибуция может быть подтверждена портретом Александра Васильевича кисти Д.Г. Левицкого (Музей Тропинина и московских художников его времени, Москва), настольной медалью в честь его побед и...
"Цена ошибки велика". Что будет с иконой Рублева
16.05.2023 18:13 Интервью, мнения
"Цена ошибки велика". Что будет с иконой Рублева
Один из символов России — "Троицу" Андрея Рублева передают РПЦ. До этого икона почти целый век хранилась в тепличных условиях в Третьяковке. Возникает закономерный вопрос: можно ли тревожить столь хрупкие ценности. "Огромная радость". Решение о передаче принял российский президент. Как уточнили в патриархии, "в ответ на многочисленные просьбы православных верующих". В Русской церкви пояснили, что реликвию выставят для "общенародного поклонения" в храме Христа Спасителя. А затем она займет свое место в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. "Троица", или "Гостеприимство Авраама", — пожалуй, самая известная в мире православная икона. Наряду с фресками во Владимире это еще и одна из двух сохранившихся работ Рублева, чье авторство достоверно подтверждено. Среди искусствоведов нет единого мнения, когда именно знаменитый мастер создал образ. Большинство исследователей полагают, что в 20-х годах XV...
История за историей рождают связки, которые кажутся невероятными
03.05.2023 00:36 Интервью, мнения
История за историей рождают связки, которые кажутся невероятными
Российский экономист, профессор, доктор экономических наук Яков Миркин - о невидимых связях истории. Люди и их вещи могут казаться совершенно не связанными - ни временем, ни местом действия, но вдруг оказывается, что они переплетены и создают истории, которые кажутся невероятными. Какая связь между Борисом Пастернаком и Шлиманом, первооткрывателем Трои? Генрих Шлиман был сначала просто немецким юношей 24 лет, приехавшим в Россию в 1846 г. и сделавшим там состояние. Все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Миллионер как результат подрядов в Крымскую войну. Масса приключений, лихорадочные перемещения по всему свету, калифорнийская золотая лихорадка и, наконец, женитьба в 1852 г. на Екатерине Лыжиной. А она - кто? Племянница Сергея Афанасьевича Живаго, известного купца, который покровительствовал Шлиману и даже предлагал открыть ему совместный торговый дом в Москве "Живаго и...
Загадка дамы в армяке
24.04.2023 13:18 Интервью, мнения
Загадка дамы в армяке
Французский художник Жан-Батист Лепренс так замаскировал аллегорическую фигуру России, что исследователи ищут ее до сих пор. Любимец двора. Творчество французского художника Жана-Батиста Лепренса (1734-1781) хорошо известно российским историкам и искусствоведам. В середине XVIII в. он создал галерею образов жителей Российской империи, во многом определившую представление европейцев эпохи Просвещения о быте и нравах русских крестьян и инородцев далекой Сибири. Рисунки Лепренса "на русскую тему" нравились и просвещенному российскому двору. Лепренс был приглашен в Петербург в 1758 г. для росписи плафона в Зимнем дворце и провел в России, вероятно, около шести лет. По возвращении во Францию издал богатую коллекцию рисунков и гравюр о русской жизни, которая неоднократно переиздавалась (альбомы 1779 и 1782 г.). Считалось, что художник делал их в путешествиях, но большинство искусствоведов...
Сайт Tuturizm.ru – о художниках-импрессионистах в Эрмитаже
20.09.2022 14:26 Интервью, мнения
Сайт Tuturizm.ru – о художниках-импрессионистах в Эрмитаже
Специализированный сайт о туризме, достопримечательностях и искусстве tuturizm.ru предоставляет своим читателям большое количество разнообразной полезной, важной и интересной информации. В разделе сайта, посвященному музеям Санкт-Петербурга и Эрмитажу в частности, опубликованы статьи о всемирно известных художниках, чьи произведения представлены в музее: Анри Матисс, Ван Гог, Клод Моне и многие другие. Анри Матисс родился во Франции во второй половине девятнадцатого века, является родоначальником фовизма. После окончания учебы в лицее Матисс поехал в Париж учиться юриспруденции. Сдав экзамены на юриста, Анри Матисс вернулся домой, однако увлёкся рисованием, бросил работу юристом и поехал опять в Париж в школу рисования. Несмотря на нестабильность финансового положения от заработков на картинах, писать картины не бросил и много путешествовал. Анри Матисс в Эрмитаже...
Арт-дуэт МАСтер и КАтерина: о языке художника
17.08.2022 17:50 Интервью, мнения
Арт-дуэт МАСтер и КАтерина: о языке художника
Ассамбляжи арт-дуэта МАСтера и КАтерины привлекли внимание необычностью приемов создания художественного образа: объединением плоской картинной поверхности с рельефными масками и символической полусферой. Это натолкнуло на мысль повести разговор о индивидуальном визуальном языке, которым овладел и пользуется художник, знание которого позволяет нам понять глубину замысла автора. Отставим в сторону проблему красоты и эстетичности, ибо и то и другое не существует в произведении само по себе, а рождается в результате визуального восприятия и соотнесением его с памятью зрителя. Это мы видим на примере искусства народов, населяющих нашу планету. Одновременно автор может очень долго и скурпулёзно описывать содержание произведения, но оно не станет шедевром мирового искусства если язык этого текстового описания никак не соотносится с беспомощным визуальным языком, который пользуется художником...
Тайна МАСтера и КАтерины
31.05.2022 17:07 Интервью, мнения
Тайна МАСтера и КАтерины
Начнем “Ab ovo”. Маска — итал. maschera. Ко множеству историй, теорий и философских концепций о происхождении, бытовании, сакральном, магическом, ритуальном и игровом значении, особенности сокрытия личности, влиянии на поведение человека и дуализме осознания себя: «я — не я», сопровождавших маски на протяжении ХХ века, сегодня прибавилась сокровенная тайна художественных произведений МАСтера и КАтерины. Эти картины — арт-объекты, в которых авторы соединили красочную живописную поверхность, как часть реального пространства, символическую объемную маску, соотнесенную по масштабу с лицом человека и поэтому вступающую с ним в диалог, и небольшую полусферу, способную вобрать и заключить в себя космическую энергию и галактическую бесконечность. Перед нами инсталляция, современная постмодернистская игра с предметами, как зафиксированный художниками перформанс, объединивший...
Даниил Пискарев - Молодой биолог, дизайнер, художник стиля «био-тек»
24.04.2021 18:58 Интервью, мнения
Даниил Пискарев - Молодой биолог, дизайнер, художник стиля «био-тек»
Даниил Пискарев- молодой биолог, дизайнер, художник модного направления «био-тек» поделился своим опытом в сфере  искусства и науки.- Даниил, как у вас проснулась тяга к искусству? - Искусством я начал интересоваться с раннего детства и когда родители заметили мое влечение, то записали меня на искусствоведческие курсы в государственном музее им. Пушкина, также я занимался индивидуально с репетитором по живописи. После окончания школы мне пришла идея, как можно соединить науку и искусство. Для этих целей и был создан дизайн-проект P-lacebo.      - Что это такое стиль – «Биотек»? Как вы к нему пришли? - «Биотек» – направление в дизайне, которое берет за основу природные и естественные формы. К этому стилю я пришел из-за моего интереса к биологии. В школьные годы я проучился в биологическом классе, а затем поступил в МГАВМиБ им. К. И. Скрябина на...
Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве
31.08.2020 10:13 Интервью, мнения
Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве
Шведский куратор современного искусства и писатель Йонатан Хабиб Энквист стал первым тьютором проекта Благотворительного фонда «Синара», посвященного продвижению уральских художников на мировой арене. Он присоединился к «Арт-платформе» онлайн в серии мастер-классов и воркшопов посредством Zoom. Вместе с начинающими арт-критиками Йонатан работал над появлением текстов об уральском искусстве и участвовал в дискуссиях с современными уральскими художниками. На старте проекта Йонатан говорил, что для него это «эксперимент, в основе которого – любопытство». Йонатан руководит кураторской резиденцией в Стокгольме (Cris) и является редактором онлайн-журнала tsnoK.se. В 2019 году он курировал VR Павильон Венецианской биенналле. В настоящее время Йонатан – художественный директор проекта Nya Småland. Мы расспросили его о впечатлениях от проекта и о роли Урала в мировом искусстве. – Почему вы...
Интервью с доцентом НИУ ВШЭ, художником Юлией Ерохиной
25.02.2019 12:52 Интервью, мнения
Интервью с доцентом НИУ ВШЭ, художником Юлией Ерохиной
http://www.yuliaerokhinaart.com Представляем интервью из серии «Преподаватели тоже артисты». Юлия Владимировна Ерохина – доцент кафедры теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ и профессиональная художница. О разборе картин с выставки «Оптимистический мотив», отношении к стрит-арту и о том, почему Юлия Владимировна проводит выставки и мастер-классы в исправительной колонии смотрите в интервью. Юлия Ерохина - профессиональный художник, является членом Творческого и Профессионального союзов художников России и Международного художественного фонда, включена в Российский художественный рейтинг. Юлия мастерски сочетает работу юриста и художника, при этом преуспевает в обеих областях. Она кандидат юридических наук, участник многих конференций, посвященных проблемам юриспруденции. Работает доцентом на кафедре теории и истории права факультета права Национального исследовательского...
06.10.2017 15:04 Интервью, мнения
Собибор. Восставшие в аду и – победившие!
В Москве, в Российской академии художеств (РАХ) состоялась премьера портрета «Узник» кисти известного советского живописца Меера Моисеевича Аксельрода (5.7.1902-10.1.1970), ученика русского художника Владимира Андреевича Фаворского (3.3.1886-29.12.1964), члена Московского Союза художников и художественного объединения «Четыре искусства».  Это – единственное прижизненное художественное изображение Александра Ароновича Печерского, руководителя знаменитого восстания против фашистов в концентрационном лагере смерти Собибор (Польша) 14 октября 1943 года. Российская публика познакомилась с картиной в рамках проведённого «круглого стола» «Художественное наследие Меера Аксельрода. К 115-летию со дня рождения», на заседании которого выступили представители фонда А.А. Печерского, искусствоведы и историки. М.М. Аксельрод познакомился с Печерским на открытии своей первой персональной выставки...