24.04.2023 13:18
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 12160; сегодня: 2.

Загадка дамы в армяке

Загадка дамы в армяке

Французский художник Жан-Батист Лепренс так замаскировал аллегорическую фигуру России, что исследователи ищут ее до сих пор.

Любимец двора.

Творчество французского художника Жана-Батиста Лепренса (1734-1781) хорошо известно российским историкам и искусствоведам. В середине XVIII в. он создал галерею образов жителей Российской империи, во многом определившую представление европейцев эпохи Просвещения о быте и нравах русских крестьян и инородцев далекой Сибири. Рисунки Лепренса "на русскую тему" нравились и просвещенному российскому двору.

Лепренс был приглашен в Петербург в 1758 г. для росписи плафона в Зимнем дворце и провел в России, вероятно, около шести лет. По возвращении во Францию издал богатую коллекцию рисунков и гравюр о русской жизни, которая неоднократно переиздавалась (альбомы 1779 и 1782 г.). Считалось, что художник делал их в путешествиях, но большинство искусствоведов полагает, что он не покидал столицу.

Обрели широкую известность и произведения Лепренса, украшавшие двухтомный труд "Путешествия в Сибирь" (1768) астронома и путешественника аббата Жана Шаппа д Отроша, побывавшего в России в 1761-1762 гг. Впрочем, они тоже, по-видимому, не были сделаны с натуры. Содержание книги аббата вызвало у российского двора резко негативную реакцию, которая в жесткой форме выражена в анонимном полемическом сочинении "Антидот", изданном на французском языке и адресованном европейским читателям. Авторство "Противоядия" долгое время приписывали Екатерине II, хотя версий было немало.

Три дамы и мальчик.

Особый интерес вызывает оригинальная гравюра художника, выполненная специально для "Путешествия в Сибирь". Уникальность ее в том, что это не костюмное изображение представителей экзотических народов и не жанровая зарисовка их "обычаев", а аллегория. Кроме того, таких аллегорий России не было до 1770-х гг. Гравюра помещена как фронтиспис последнего тома книги, где содержатся карты с маршрутами Шаппа д Отроша. Подписи над и под рисунком в русском переводе таковы: "Генеральная карта", "Франция и Империя, Польша и Россия".

Гравюра разделена на две части. Левая занимает больше места, ее персонажи ярко освещены - это две молодые дамы в роскошных античных одеяниях, на их ногах сандалии, волосы распущены, на головах шлемы с пышными плюмажами. Они беседуют друг с другом. Лица и одежды обеих схожи. На сидящей слева даме, являющейся смысловым центром рисунка, императорская мантия с гербовым знаком Франции - лилиями, в правой руке копье; это, конечно, Франция. Дама справа от нее не имеет "национальных" примет, однако она, как и все персонажи, вооружена: левой рукой опирается на фасцию (короткий топор, секиру) - символ верховенства закона и власти. Две фигуры правой части находятся в тени. Стоит, подбоченившись, молодая девушка в темной шубе или армяке, подпоясанном широким кушаком. На ее голове нечто напоминающее барашковую шапку, из-под которой видны распущенные волосы; в левой руке старинный бердыш - такими в XVII в. были вооружены русские стрельцы и пехота Речи Посполитой. В правом нижнем углу, в полной тени, в профиль к зрителю, сидит, вытянув ноги, мальчик или юноша, сжимающий лук; за его спиной - колчан со стрелами. У персонажа характерная прическа: волосы острижены в кружок - в России второй половины XVIII - начала XIX в. это считалось типичной прической крестьянина-малоруса, а в Речи Посполитой XVI - XVII вв. такая стрижка была характерна для шляхтичей. Взгляды трех персонажей устремлены на Францию, она же не встречается взглядом ни с кем из них.

Поверх фигур - линия маршрута от Амстердама до Тобольска, проложенного с указанием крупнейших городов, через которые шел путь д Отроша; он разделен примерно на девять отрезков, но расстояния условны. Если соотнести карту с двумя частями рисунка (свет - тень, Запад - Восток), европейские территории оказываются над дамами слева, а над персонажами справа - земли Российской империи, включая Сибирь. Зрительной серединой маршрута оказывается самая северная точка - Петербург.

Кто Россия?

Несмотря на понятную подпись, уверенности в "государственной принадлежности" фигур (кроме бесспорной Франции с королевскими лилиями на мантии) нет. Дело запутывает странное обозначение - "Империя". В то время империй в Европе было несколько: Британская, Австрийская, Российская. Речь Посполитая в 1768 г. еще независимое государство. По одной из версий, фигура справа от Франции изображала Священную Римскую империю (возможно, в связи с изображением древнеримской фасции), девушка с бердышом - Польша, а юноша - Россия. Внешний облик двух последних - простонародные и "экзотические" одежды без этнических примет и украшений. В их изображении не использованы никакие державные атрибуты, как было принято в визуальных аллегориях государств. Богатые одежды и шлемы дам (Франции и Священной Римской империи) обозначали просвещенность, легитимность и связь с античным наследием, а воинские атрибуты двух правых персонажей (алебарда / бердыш и лук со стрелами) намекают на их отсталость. Таким образом, в гравюре усматривали противопоставление цивилизованности варварству.

Другие авторы видели в стоящей с секирой девушке Россию (в шубе, подпоясанной веревкой), а в сидящем юноше Польшу. Была версия и о том, что Россию представляла вторая дама слева, девушка с бердышом являлась Польшей, а юноша у ее ног символизировал Красную, или Червонную Русь, которая и обозначена в подписи к гравюре как "la Russie" в соответствии с польским наименованием восточных земель Речи Посполитой, населенных православными восточными славянами. В таком случае не совсем понятен принцип сочетания фигур. Получается, что изображены не только государства, но и регион одного из них. При этом никаких национальных атрибутов не заметно.

Непонятно и то, почему Россия представлена в облике малороссийского крестьянина (или польского шляхтича?) и почему забилась в угол - на карте сверху российская территория занимает четыре из девяти отрезков, а соотношение фигур Польши и России этому не соответствует. Такая версия отражает концепцию книги д Отроша - описание аббатом дикости российских обитателей и противопоставление Европы и России как Запада - Востоку (Азии). Все это вызвало резкую отповедь не только в России, у Екатерины II, но и в среде французских интеллектуалов. При этом претензий к гравюрам у критиков не было.

Неразгаданная загадка.

Загадка Лепренса в том, что он обозначил на гравюре одну из фигур как империю, но без полного наименования. Кроме того, три из четырех фигур не имеют никаких атрибутов для идентификации. Быть может, подпись была придумана не художником, а автором - известно, что тот вносил исправления в рисунки, дополняя их.

Ответ непосредственно связан с подходом Лепренса к созданию изображений на "русскую тему". Жители России воспринимались европейцами как обитатели загадочной Тартарии, а в картушах (рисунках, сопровождавших чертежи) иностранных карт Российской империи часто были представлены персонификации экзотических народов, весьма похожие на изображенные Лепренсом Россию и Польшу. Рисунок Лепренса представляет редкое для XVIII и XIX вв. аллегорическое изображение России, но какая из фигур воплощает ее, так и остается загадкой.

Текст: Мария Лескинен, доктор исторических наук. Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина».


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: rg.ru/2023/04/24/zagadka-damy-v-armiake.html
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...