31.08.2020 10:13
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 22161; сегодня: 2.

Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве

Йонатан Хабиб Энквист о современном уральском искусстве

Шведский куратор современного искусства и писатель Йонатан Хабиб Энквист стал первым тьютором проекта Благотворительного фонда «Синара», посвященного продвижению уральских художников на мировой арене. Он присоединился к «Арт-платформе» онлайн в серии мастер-классов и воркшопов посредством Zoom. Вместе с начинающими арт-критиками Йонатан работал над появлением текстов об уральском искусстве и участвовал в дискуссиях с современными уральскими художниками. На старте проекта Йонатан говорил, что для него это «эксперимент, в основе которого – любопытство».

Йонатан руководит кураторской резиденцией в Стокгольме (Cris) и является редактором онлайн-журнала tsnoK.se. В 2019 году он курировал VR Павильон Венецианской биенналле. В настоящее время Йонатан – художественный директор проекта Nya Småland. Мы расспросили его о впечатлениях от проекта и о роли Урала в мировом искусстве.

– Почему вы решили участвовать в нашем проекте?

– Первоначально куратор «Арт-платформы» Женя Чайка пригласила меня приехать в Екатеринбург на интенсивную сессию писательских мастер-классов и бесед, но из-за вспышки пандемии это стало невозможно. И Женя задумала совершенно новую структуру для проекта: мы встречались онлайн в течение нескольких недель, обменивались текстами, портфолио, делали виртуальные визиты в студию и различные письменные эксперименты. Я счастлив, что решил остаться на борту в этом новом формате. Возможно, нам удастся узнать что-то о том общем мире, который возникает в связи с текстом между художником и тем, кто о нем пишет. Это будет также и история о переводе. Между языками и между практиками. Иногда мы общаемся на языках, которыми никто в группе на самом деле не владеет. И, конечно, на английском – международном языке мира искусства ХXI века; хотя по факту это второй, третий или даже четвертый по значимости язык для участников. Мы не ограничены одним языком, хотя это и не значит, что мы говорим на всех. Мы позволяем себе раздвигать границы этого языка и свои собственные.

– Вы работали с участниками несколько недель. Поделитесь своими впечатлениями?

– В группе чувствуется огромный энтузиазм, и я ощущаю, что мы движемся вперед. Даже если невозможно заменить живую работу, стало ясно, что продолжительные встречи в течение нескольких недель онлайн-позитивны для развития идей и могут быть полезны для всех процессов написания критических текстов. Я очень надеюсь, что в какой-то момент мы сможем собраться в Екатеринбурге на встречу офлайн. Полагаю, мы подготовили для этого хорошую дискуссионную почву внутри группы.

– На ваш взгляд, что дает ребятам участие в «Арт-платформе»?

– Я надеюсь, что проект вдохновит авторов на различные подходы к написанию текстов о художниках и их работах. Вдохновит на более личный, честный подход к написанию текстов об искусстве и более глубокое понимание отношений между художником и писателем.

– Можете ли вы назвать отличительные черты уральского искусства?

– Обобщая, я могу сказать, что есть некоторые особенности, которые имеют отношение к географическому и психологическому ландшафту региона. Очевидно, что промышленное наследие и удаленность от столицы повлияли на художественную сцену исторически и в какой-то степени до сих пор влияют.

– Как уральское искусство соотносится с мировым искусством?

– Честно говоря, я не знаю, что такое мировое искусство. Все произведения искусства происходят из определенных контекстов, и я только один раз был в Екатеринбурге, и это было связано с крупнейшим международным проектом в сфере современного искусства – Уральской индустриальной биеннале. Это было Уральское искусство? Очевидно, что между местной сценой и международной существует некий компромисс.

– Идет ли уральское искусство в ногу со временем или стоит особняком?

- Возможно, это скорее вопрос об институциях или о том, как мы говорим об искусстве, чем вопрос о характере конкретного места. Искусство всегда меняется, а институты и писатели должны уметь приспосабливаться к условиям художественного производства. Центры искусств играют важную роль, поскольку умеют трансформироваться в соответствии с тем, что делают художники, обеспечивая при этом стабильность и преемственность. Как писатели, мы связаны как с художниками, так и с институтами, и должны выступать посредниками в моменты таких изменений. Таким образом, институты и писатели играют центральную роль в том, что было названо «экологией» современного искусства. Я ничего не могу сказать об экологии Урала, но очевидно, что наш проект – здоровый знак!

– Выбрали ли вы художника, чтобы написать о нем текст?

– Немного рано об этом говорить, так как я еще не уверен на 100%. Как раз сейчас пересматриваю портфолио уральских художников и понимаю, что языковой барьер действительно становится очевидным.

– Йонатан, если вам удастся посетить Екатеринбург перед завершением в 2020 году, что бы вы хотели увидеть в городе и какие мероприятия посетить?

– Было бы интригующе посетить художников, с которыми я встречался только виртуально, и увидеть некоторые из работ в реальности. Я хотел бы вернуться в институции, художественные музеи, галереи с новым пониманием, накопленным в проекте «Арт-платформа», и, безусловно, к окружающей среде, промышленным объектам, чтобы лучше понять контекст уральского искусства.


Ньюсмейкер: Благотворительный фонд "Синара" — 91 публикация
Сайт: uralartplatform.ru
Поделиться:

Интересно:

Документы об артиллеристах и танкистах ВОВ изучат юные москвичи
13.02.2025 09:37 Новости
Документы об артиллеристах и танкистах ВОВ изучат юные москвичи
В Москве начался третий поток второго сезона проекта «Уникальные документы. Взгляд нового поколения». Занятия посвящены 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Студенты колледжей и школьники с восьмого по 11-й класс изучат редкие материалы и подлинники личных дел героев Советского...
Около 2 тысяч мероприятий в честь 80-летия Победы пройдут в Казахстане
12.02.2025 17:23 Мероприятия
Около 2 тысяч мероприятий в честь 80-летия Победы пройдут в Казахстане
Заместитель начальника департамента воспитательной и идеологической работы министерства обороны Виталий Адамович сообщил, что главным мероприятием станет проведение военного парада в Астане. На его проведение выделено 2,5 млрд тенге, передает Sputnik.Казахстан. "Это расходы, связанные с топливом...
История русских причесок
12.02.2025 13:50 Аналитика
История русских причесок
Короткие стрижки и напудренные парики, каре и скромные девичьи косы, сложные накладные конструкции и легкие локоны - краткий путеводитель по русским прическам: от глубокой старины до конца XIX века. Древняя Русь и постмонгольский период: стрижки «под горшок»...
На картине Пикассо нашли портрет неизвестной женщины
12.02.2025 13:35 Новости
На картине Пикассо нашли портрет неизвестной женщины
Специалисты нашли портрет неизвестной женщины, скрытый под верхним слоем картины испанского художника Пабло Пикассо, сообщает телеканал CNN со ссылкой на лондонскую галерею Курто. Как отмечается, Институт искусства Курто в Великобритании сделал данное открытие, когда изучал полотно...
Турмаршрутам Смоленщины и Ставрополья присвоен статус национальных
12.02.2025 13:21 Новости
Турмаршрутам Смоленщины и Ставрополья присвоен статус национальных
В России появилось два новых национальных туристских маршрута. Один проходит по территории Смоленской области, другой – по Ставропольскому краю.  Состоялось первое в 2025 году заседание Экспертного совета по определению национальных туристских маршрутов при Министерстве экономического развития...