16.05.2024 11:38
Аналитика.
Просмотров всего: 12613; сегодня: 25.

Похищение прекрасного. Арт-карабинеры берут след

Похищение прекрасного. Арт-карабинеры берут след

Автор: Александр Звягинцев

Каждый месяц в мире похищается более тысячи произведений искусства. Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием. Стоимость шедевров может достигать космических значений.

Самая масштабная кража произведений искусств в истории случилась в 1990 году, в Бостоне, в музее Изабеллы Стюарт Гарднер. Воры, одетые в полицейские мундиры, вынесли 13 полотен, общей стоимостью $ 500 миллионов. Среди них: «Христос в шторм на Галилейском море» Рембрандта и «Концерт» Вермеера. Кража так и не раскрыта, преступники не найдены.

В июле 1991 года, в Генуе открылась выставка «Русское искусство эпохи Александра II». На ней были представлены 75 полотен Третьяковской галереи - золотой фонд коллекции. И Саврасов, и Васильев, и Репин, и Поленов… Это действительно было настоящее культурное событие. Экспозиция имела колоссальный успех.

Оставалось всего три дня до закрытия выставки, как в ночь с 25 на 26 сентября, один из залов галереи Вилла Кро́че обокрали. Грабители вынесли 18 раритетов русских художников, большинство из которых были приобретены для Третьяковской галереи лично ее основателем Павлом Третьяковым.

Украли и жемчужину выставки – картину Ильи Репина «Отдых», которая по праву считается одной из вершин репинского творчества.

По утверждению итальянской газеты "La Repubblika", похищенное из залов галереи Вилла Кро́че оценивалось в 10 миллиардов лир. Хотя, эту утрату вряд ли можно было выразить в деньгах, ведь украли то, без чего невозможно представить русское искусство. Колоссальная, потеря, приводившая в отчаяние…

Уже утром, итальянская полиция начала расследование, его контролировал сам премьер-министр Джулио Андрео́тти. А в СССР, ходом розыска похищенных картин заинтересовалась

Прокуратура Союза ССР...

Тогда я работал старшим помощником Генерального прокурора СССР и находился в Италии - во время отпуска, вместе с творческой группой мы 20 дней, в октябре-ноябре, снимали двухсерийный художественным фильмом «Заложники дьявола». В заглавной роли следователя прокуратуры блистала одна из самых популярных актрис советского кинематографа, народная артистка РСФСР Наталья Георгиевна Гундарева. Я был главным консультантом этого фильма и помогал выстраивать сюжет и писать сценарий. Много времени проводил на площадке с Наташей, с которой были давно и хорошо знакомы, объяснял ей как должен вести себя следователь в той или иной ситуации и что должен делать. Съёмки проходили в основном в Венеции и Риме. Помню, как в день отъезда в Италию Генеральный прокурор СССР Николай Семенович Трубин в качестве напутствия предложил мне «аккуратно войти в контакт с итальянцами» и по возможности «посодействовать». Сказал, что ему, буквально несколько часов назад звонил Министр культуры СССР Николай Николаевич Губенко и просил подключиться к решению этой проблемы. Сообщил, что расследованием этого дела, как ему доложили, занимаются не прокуроры, а карабинеры. Скажу прямо, это известие меня не очень обрадовало. Если с некоторыми прокурорами Италии мне до этого приходилось общаться, то с карабинерами, к сожалению, - никогда.

Помог случай! Об этом следует рассказать отдельно...

В нашей группе был Владимир Самойлович Марон. Мой сосед, старший и очень хороший товарищ, видный организатор советского кинопроизводства, заслуженный работник культуры, фронтовик. Под его началом снято около 40 кинофильмов. Статный, импозантный и очень высокий седой человек он ещё, и как актер, снимался в кино. В фильме, «Заложники дьявола», играл Пьетро.

В конце 60-х Марон, как генеральный директор картины, реализовал самый масштабный в СССР международный кинопроект. Совместно с итальянцами снял двухсерийный художественный фильм «Красная палатка», повествующий об экспедиции Умберто Нобиле, постигшей ее катастрофе и спасении большинства его участников советскими летчиками и моряками. Режиссером этого фильма был Михаил Калатозов. В нём снимались: Шон Коннери, Харди Крюгер, Питер Финч, Клаудиа Кардинале, Никита Михалков, Донатос Банионис, Юрий Визбор и многие другие именитые актеры. Состав был звездный. Продюсером фильма выступал известный кинопродюсер, писатель, Президент международной федерации ассоциаций кинопродюсеров Франко Кристальди. Он вложил в эту картину, как сказал нам, 10 миллионов долларов. В свое время, Кристальди был женат на Клаудио Кардинале, но в то время, когда мы приехали к нему в гости нас встречала его третья жена, тоже актриса, из известного эфиопского рода, Зеуди Арая. Мы несколько раз приходили в дом к Кристальди, который находился в Риме. Франко всегда радовался нашим встречам. С Мароном они обсуждали съемки нового фильма, но, к сожалению, сбыться этим планом было не суждено - через 8 месяцев после нашей последнего визита Кристальди не стало. Франко помог нам в Италии очень много снять, познакомил с многими знаменитостями, организовал интереснейшие экскурсии, в том числе и в итальянский Голливуд - «Чине читту» (город кино). Но, главное ... именно он свёл меня с новым руководителем Службы карабинеров, которая занимается расследованием преступлений в сфере оборота культурных ценностей. Его звали Роберто Конфорти. Забегая не много вперед, скажу, когда у меня с ним состоялся разговор, было уже найдено 14 картин. И тогда, ещё полковник, Конфорти, (потом он станет известным генералом) мне об этом с гордостью заявил и сказал: «Мы отыщем и остальные картины. Не волнуйтесь!»

И Конфорти сдержал слово...

Перед самым отъездом, в первых числах ноября, наш посол в Италии Анатолий Адамишин организовал вечер со всей творческой группой, на котором с нескрываемой радостью сообщил нам, что 1 ноября нашли ещё три картины. О том, что 16 числа этого месяца на чердаке грабителя отыскали последнее из похищенных полотен Третьяковской галереи - репинский «Отдых», мы узнали уже на родине.

В Москве, известие о краже вызвало настоящий переполох. В Третьяковке все пребывали в трауре и недоумении – как такое могло произойти?!.. Сотрудники не могли думать о чем-то другом. Шок, растерянность – что делать, кого включать, кому звонить?? Мобильных телефонов тогда не было, звонок за границу надо было заказывать. Перевести письмо на итальянский - целая эпопея.

Анатолий Адамишин даже записал телеобращение к итальянскому населению: итальянцы, помогите найти украденные шедевры! Это же удар по престижу Италии!

Злоумышленники отправились на дело ночью, когда бушевала гроза. Приставили восьмиметровую лестницу к стене палаццо, открыли ставни и через окно проникли в один из залов. По странному стечению обстоятельств микроволновые датчики сигнализации не сработали. Либо грабители знали, как отключить сигнализацию, либо у них был сообщник среди сотрудников музея. Грабители вынули картины из рам, спустились по лестнице и скрылись, на поджидавшем у ворот музея фургоне.

Знали ли воры, какую ценность представляют эти картины для русского искусства? Не только художественную, но и историческую? Авторы картин принадлежали к новому поколению русских художников, молодых мастеров так называемого критического, демократического реализма. Тогда как будто пелена спала с их глаз - они увидели в подробностях не вымышленную красивую жизнь, а ту действительность, что их окружает, они стали писать реальных людей России. На картинах этих художников были запечатлены подлинные драмы и трагедии жизни русских людей.

Из 18 украденных работ, прежде всего выделялись «Автопортрет» Неврева, «Приданое» Пу́кирева, «На окраине дубового леса» Шишкина, и две работы Репина - «Отдых» и «Портрет Тургенева», написанный с натуры по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Однако работы Верещагина, Ге и Сурикова, находившиеся там же, остались нетронутыми. Это было странно и наводило на серьезные размышления.

Вообще уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей объектов искусства, во всем мире, невысок. Исключение составляет Италия, где по таким делам работают арт-карабинеры - особое подразделение полиции по охране культурного наследия. Они ведут розыск похищенных культурных ценностей как в Италии, так и за рубежом, и вернули в музеи более 150 000 произведений искусства и свыше 300 000 археологических находок.

Служба арт-карабинеров была основана в 1969 году. Италия неслучайно первой среди других государств призвала полицию на защиту культурного наследия. Ведь страна обладает богатейшим культурным достоянием. Есть даже мнение, что 50 процентов всего культурного наследия мира сосредоточено именно в Италии.

На эмблеме Службы - знаменитый римский Пантеон, дракон и граната. Граната символизирует карабинеров Италии. Идея эмблемы заключается в том, что карабинеры и дракон защищают культурное наследие страны, представленное на эмблеме в виде Пантеона.

В Оперативном отделе арт-карабинеров три подразделения – первое занимается антиквариатом, второе - археологией, третье – подделками произведений известных художников.

В хранилище отдела, находятся найденные карабинерами произведения искусства, которые были украдены из церквей, частных домов и музеев. Они дожидаются того момента, когда смогут быть возвращены своим законным владельцам. Здесь я увидел подлинные шедевры. Полотна кисти Гвидо Рени и Тьеполо, картина «Леда и лебедь» кисти Лелио Орси. Их стоимость – миллионы...

Масштабы бизнеса, основанного на подделках, трудно себе представить. Амадео Модильяни - один из самых подделываемых художников. Говорят даже, что Модильяни написал больше картин после смерти, чем при жизни, имея в виду огромное количество подделок его работ.

Некоторые фальшивки арт-карабинеры определяют сразу. Но, чаще всего установить, подлинное полотно или поддельное, помогают эксперты - историки искусства, художники, сотрудники прокуратуры.

Начальник Оперативного отдела Службы по охране объектов культурного наследия Никола Кандидо рассказывал:

«Специалисты, сегодня имеют возможность провести анализ отдельных элементов полотна: рамы, холста, красок и использованных в них пигментов. Например, если в процессе создания картины были использованы материалы, произведённые не так давно, то очевидно, что такое полотно не могло быть написано сто лет назад.

По итальянским законам поддельное произведение должно быть уничтожено. Существует риск, что если картина не будет уничтожена, то через несколько лет она может снова оказаться на рынке и поступить в продажу в качестве подлинной. Подделки привозят на специальный мусоросжигательный завод.

Некоторые, особо искусные работы, перед отправкой в огонь, арт-карабинеры отдают в Римский университет Тор Вергата. В лабораториях этого университета изучают, какие техники, пигменты и материалы были использованы при их создании. Так мы стремимся получить как можно больше информации для дальнейшей борьбы с подделками.

Служба арт-карабинеров имеет 15 подразделений в различных городах Италии со штаб-квартирой в Риме. Кроме того, наши службы работают и за рубежом. За время работы у нас сложились тесные деловые отношения с полицией США, Германии, Испании и Швейцарии. Это те страны, в которых особенно высок спрос на предметы искусства, незаконно вывезенные из Италии.

Сейчас, Служба насчитывает больше трехсот специалистов с высшим образованием и обязательным знанием иностранных языков. Они не только регулярно стреляют в тире и изучают новинки криминалистики, но и постоянно совершенствуются в истории искусства и музейном деле.

Для того чтобы работать в нашей организации, нужно, прежде всего, быть профессионалом своего дела. Те, кто хочет работать в нашей Службе, должны пройти строгий отбор, который включает в себя письменный и устный экзамен. Предпочтение отдаётся кандидатам, имеющим диплом археолога или получившим образование в какой-либо другой смежной области».

К поискам полотен из Третьяковки были привлечены лучшие итальянские арт-карабинеры, которым помогали люди, владевшие полезной информацией.

Никола Кандидо и сегодня не сомневается - кто-то определенно помогал похитителям или даже навел их на картины. Под видом экспертов и тонких ценителей искусства в круги, связанные с арт-бизнесом, были внедрены специальные люди, которые вербуют там информаторов.

И несколько информаторов назвали имя Бруно Коломби – человека, который уже засветился в одном из прошлых грабежей музеев и которого кто-то заметил на выставке русских художников за несколько дней до похищения». Еще выяснилось, что Бруно Коломби срочно договорился о встрече с одним крупным антикваром…

Ситуация была столь острая, что с арестом решили не тянуть – взять, а потом, что называется, «колоть». Бруно Коломби был арестован достаточно далеко от места совершения кражи - примерно в 450 километрах от Генуи. 14 украденных картин были спрятаны в его автомобиле, задержанном неподалёку от города Фано в регионе Марке...

К счастью, полотна не пострадали. При хищении, варварское обращение с ним явление довольно частое. Многое зависит от размеров полотна. В хранилище арт-карабинеров можно увидеть картину ученика Караваджо художника Баттистелло Караччоло, похищенную из Неаполя. Она внушительных размеров, а такие большие картины сложно и выносить, и транспортировать, и прятать, и продавать. Поэтому внушительные полотна, которые занимают иногда целую стену в музее, похитители чаще всего разрезают на четыре, пять или шесть частей. И каждая часть, вполне может быть выдана за самостоятельное полотно.

Именно такая участь постигла знаменитое полотно Караваджо «Рождество со святым Франциском и святым Лаврентием», украденную из церкви Сан-Лоренцо в Палермо, в октябре 1969 года. Ее ищут уже полвека. Процесс расследования тогда начался сразу же и распространился на разные континенты. Было высказано множество догадок, следствие шло самыми разными путями. Пока удалось установить только одно – шедевр Караваджо похитила мафия Сицилии. Гангстеры, начавшие сотрудничать со следствием, рассказывали карабинерам истории, одна кошмарнее другой: один сообщил, что полотно сгорело, другой – что съедено свиньями, третий – что картину использовали как прикроватный коврик...

Не так давно, в алтаре церкви Святого Лоренцо на стену была водружена точная фотокопия картины Караваджо. Сегодня уже мало кто верит, что оригинал полотна удастся вернуть. Тем не менее, к нему до сих пор приковано внимание общественности, и Прокуратура Республики в городе Палермо вновь возобновила производство поэтому уголовному делу. К тому же, появились новые свидетельства, которые оживили надежды на то, что картина цела. Поэтому, арт-карабинеры не теряют надежды.

Вообще-то считается, что если пропажу не удается обнаружить в течение 20 лет, то шансы ее найти существенно падают. Однако, они все же сохраняются. В ноябре 2017 года, сотрудники отдела антиквариата вернули картину «Архитектурное каприччио» Национальной галерее, которая является её законной владелицей. Спустя 25 лет после кражи!

Речь идёт о типичном образце римской живописи XVIII века. Полотно принадлежит кисти художника Андреа Локателли. Жанр, в котором написана картина, называется «каприччио», что по-итальянски значит - каприз. Это вид пейзажной живописи, изображавшей архитектурные фантазии, в основном руины античных сооружений.

На полотне Локателли изображена арка Тита – одно из самых известных сооружений Римского форума. Сенат построил её в честь императора Тита, вскоре после его смерти в 81 г. до н.э., чтобы воздать дань военным победам императора. На картине самые обычные горожане. Они занимаются своими повседневными делами. Традиция представлять Рим сугубо в монументальном виде здесь тоже видна, но она стала частью нового живописного подхода.

Произведениями в жанре «каприччио» местная знать охотно украшала свои дома. Такое полотно и сегодня отлично впишется в любой интерьер. Возможно, это одна из причин, почему картина была украдена.

У этой картины богатая криминальная история. Она попала в Национальную галерею в конце XIX века из коллекции римских князей Торло́ния. В 1952 году была передана на временное хранение в Министерство иностранных дел, а в середине девяностых ее оттуда украли. Казалось, найти ее уже не удастся… А вернулась картина так. В 2017 году в римском офисе крупного британского аукционного дома «Бонхамс» была выставлена на продажу картина с начальной ценой в 40 тысяч фунтов стерлингов. Арт-карабинеры, всегда работающие на таких аукционах, идентифицировали эту работу как «Архитектурное каприччио». Британцы, вероятно, приобрели картину, не имея достаточной информации и не смогли установить фактическое происхождение полотна. 

Вскоре после того, как 14 из 18 русских картин были обнаружены в машине Бруно Коломби, арт-карабинеры нашли и еще три работы из Третьяковской галереи: два пейзажа – «На опушке дубового леса» Шишкина и «Заброшенная мельница» Васильева, а также «Неравный брак» Журавлева.

Выяснилось, что на Вилле Кроче орудовала целая бандитская группировка. Установить точное число похитителей не удалось, однако не вызывает сомнений, что это была организованная группа, состоящая не менее чем из пяти или шести человек.

Газета La Repubblika от 27 сентября 1991 года писала: «Самый насущный вопрос касался функционирования системы сигнализации: почему ни один из восемнадцати датчиков движения Виллы Кроче не сработал».

Сигнализация на Вилла Кроче была устроена так, что одно устройство контролировало три комнаты. Следующее устройство охватывало еще какое-то количество комнат. Получается, грабители смогли отключить только первое устройство. Оно находилось рядом с окном и именно оно было вскрыто. Злоумышленники похитили те работы, которые были в первом и в двух соседних залах. В другие они не пошли, потому что там работала сигнализация. Версия о сообщнике среди персонала галереи не подтвердилась. Хотя, больше всего и было похоже на то, что сигнализацию отключили намеренно, доказать это не удалось.

Нельзя не отметить, что в преступлениях этой категории часто бывают задействованы сотрудники музеев. Как, например, в краже, для раскрытия которой карабинерами была проведена операция под кодовым названием «Близнецы», о которой мне рассказал, заместитель Службы арт-Карабинеров Альберто Дереджибус во время одной из встреч в штаб-квартире Службы в Риме 12 октября 2018 года.

19 ноября 2015 года трое в масках ворвались в музей Кастельвеккьо в Вероне, обезвредили охрану, а также сотрудницу кассы, работавшую в здании музея. Их связали, в рот вставили кляпы.

Преступники все точно рассчитали – они ворвались незадолго до закрытия, когда последние посетители уже вышли, но сигнализация еще не была включена́.

Было похищено 17 ценнейших произведений искусства, датирующихся XV-XIX веками, включая картины Пизанелло, Мантеньи и Тинторетто.

Пресса назвала преступление «кражей века», «настоящей катастрофой для итальянского искусства». В Верону срочно выехали арт-карабинеры - отряд из 30 полицейских.

Было непонятно – по какому принципу действовали воры? Ведь наряду с шедеврами Тинторе́тто и Рубенсом они похитили несколько малоизвестных картин... Например, портрет мальчика с детским рисунком XV века художника Карото.

Вероятнее всего, речь шла о заказе некоего частного коллекционера: работы такого уровня продать невозможно. Или же грабители намеревались требовать за картины выкуп – еще недавно «артнэппинг» был весьма распространен.

Оказалось, в данном случае все гораздо проще: заказчика у воров не было, при ограблении они руководствовались… музейным путеводителем. Часто музеи издают буклеты, в которых указывают: стоит пойти в тот-то зал, вот самые известные работы… грабители и пошли по этому списку.

Вскоре они были схвачены. Шедевры были украдены преступной группировкой из Молдавии. В неё входило по меньшей мере 15 человек, и у каждого из них были свои функции в рамках банды. Они хотели перевезти и реализовать картины на территории Восточной Европы. В конце концов, картины были найдены на границе между Молдовой и Украиной их закопали в землю. К счастью, они были хорошо, герметично упакованы.

В ходе расследования было установлено, что один из охранников музея вступил с преступниками в сговор и вместе с ними готовил преступления. Оказалось, брат-близнец этого охранника был женат на девушке из Молдавии, которая и придумала план ограбления. Именно поэтому операция арт-карабинеров вошла в историю раскрытия громких преступлений под названием «Близнецы».

Именно во время этой встречи, я договорился с Альберто Дереджибусом о съёмках документального фильма о их работе, который был оперативно снят и показан по российскому телевидению уже в мае 2019 года. Назывался он «Культурная полиция. Охотники за искусством». Тогда, во время нашего разговора, Альберто, так проникся идеей съёмки, что тут же из архива достал дело о краже в 1991 году в Генуе, 18 картин из коллекции Третьяковской галереи, которое я с интересом посмотрел.

Итак, из похищенных картин в 1991 году в Генуе оставалась ненайденной лишь одна картина Третьяковской галереи. Правда, самая ценная - репинский «Отдых». Полиция тщательно проверяла все выезды из города. Картину поместили на обложку буклета, который расходился по антикварным магазинам. Сбыть полотно теперь вряд ли удалось бы. Поэтому боялись, что полотно уничтожат. Боялись карабинеры, боялись сотрудники Третьяковки...

О своих методах работы арт-карабинеры предпочитают не распространяться. Но известно, что у них существует разветвленная сеть осведомителей и что работники Службы довольно жёстко действуют во время оперативных мероприятий.

Фирменный приём арт-карабинеров — внедрение агентов в среду преступников - и этого в разговоре они не скрывают. Собирают нужные сведения, в курсе всех новостей черного рынка. Это очень широкая сеть, множество людей поставляют информацию в Службу.

Часто, арт-карабинеры выступают в роли подставных покупателей. Полицейские играют роль либо представителей музеев, готовых на сомнительную сделку, либо подпольных дельцов или коллекционеров.

А еще выручает уникальная база данных Леонардо. С самого начала своей деятельности Служба занималась сбором изображений украденных предметов искусства. В 1980-е годы, когда стали активно развиваться цифровые технологии, эти данные были оцифрованы. Это самая большая база данных в мире: она содержит свыше шести с половиной миллионов единиц информации. Рассказывает Ноколо Кандидо:

«Как работает наша база данных? Допустим, надо найти римский мраморный бюст. Сначала нужно будет ввести на главной странице несколько параметров.

Там есть Палеонтологические объекты (окаменелости), Археологические объекты (период с IV века до нашей эры и до Х века нашей эры.), Антикварные объекты (период до XIX века) и Современные объекты (XX-XXI века).

Раз речь идёт о бюсте времён Римской империи, выбирается опция «Археологические объекты».

Далее – опция «Размеры». Если известны размеры искомого объекта, то можно ввести их в это поле.

Потом опция «Материал». Находится вариант «Мрамор». И запускается поиск.

База данных сообщает, что в ней содержится 517 мраморных бюстов с головой. Теперь нужно точнее определить сюжет скульптуры. В данном случае речь идёт о римском императоре с бородой, в доспехах.

Появляются разные результаты поиска – женские бюсты, бюсты без бороды, отдельные головы. Сотрудник будет пропускать эти варианты и листать базу дальше, пока не найдет что-то похожее на искомый предмет...»

А репинский «Отдых» арт-карабинеры все-таки нашли, как ранее уже отмечалось. 16 ноября 1991 года – один из грабителей скрывал его на чердаке своего дома. Как правило, похитители шедевров попадаются именно на этой стадии - украсть-то смогли, но сбыть украденное практически невозможно.

Каковы же были мотивы злоумышленников? Кто был заказчиком похищения?

Все-таки это была странная история. В этом сошлись и российская и итальянская сторона.

Анатолий Адамишин во время последнего разговора в 2018 году прямо сказал:«Есть что-то непонятное в этой краже. Совершена она дерзко, явно профессионально. Но украли картины, которые вряд ли могли бы быть в Италии проданы. Понятно, что цель кражи - выгода, но выгода может быть разной. Если сбыт картин в легальной сети невозможен, а заказ со стороны какого-то тайного поклонника русского искусства – это почти дело нереальное… Естественно, возникает вопрос, а тогда что же еще?»

И это мнение я разделяю. Хотя, в какой-то момент, и не только у меня, возникла «политическая» версия: мол, мафия Генуи таким образом расправляется со своим левым мэром. Возможно, преступный план был таков - дискредитировать правительство города. Что это за власть такая, при которой пропадают картины из дружественной России? Это же политический скандал.

К тому же, значимые произведения искусства хороший рычаг давления: мы вернем их, только вы должны выполнить наши требования. Например, выпустить нашего товарища из тюрьмы.

Что тут можно было сказать? Определенный урон городскому муниципалитету грабители, конечно, нанесли. Советник по культуре сразу после кражи на пресс-конференции тогда заявил, что готов подать в отставку. Но и все...

Арт-карабинеры сразу говорили, что это не похоже на кражу с целью наживы, с целью продажи, хотя бы потому, что так не обращаются с полотнами, которые хотят продать. Люди, которые сворачивают холст живописью внутрь, ничего не понимают ни в живописи, ни в антиквариате.

Расследования, проведённые в то время, не позволили сделать вывод и о том, что грабители охотились именно за картинами русских художников. А чего тогда они добивались? На этот вопрос Арт-карабинеры до сих пор не дают ответа. Они и тогда в 1991 году были весьма сдержаны в ответах на возникающие вопросы: мы нашли похищенное, привезли, вручили хозяевам, а все остальное это уже тайны профессиональные...

Археологические богатства Италии огромны. Едва ли не вся страна хранит останки городов и селений эпохи Древнего Рима. Поэтому количество черных копателей – томбаро́ли – всегда было велико и не уменьшается.

Ежегодный теневой оборот археологических ценностей в Италии просто гигантский. Маурицио Пеллегрини, директор Национального музея этрусков Вилла Джулия возмущенно говорил: «Вся Италия раздербанена этой ордой варваров, которая нанесла ущерб в миллионы евро, если не миллиарды!»

Согласно итальянским законам, все археологические находки - собственность государства, они не могут покупаться частными лицами и вывозиться из страны. Любые предметы, находящиеся под поверхностью почвы (в земле), являются собственностью Итальянского государства, за исключением предметов, найденных до 1909 года. Но, томбароли закон не писан. «Чёрные» археологи, вооруженные металлодетекторами, с помощью которых они определяют местоположение подземных захоронений, расхищают их и передают награбленную старину через сеть посредников и контрабандистов дилерам в Швейцарии, Германии, Англии и США.

Так античная ваза, которую обнаружили в 1980-х годах в ходе незаконных археологических раскопок в коммуне Рутильяно (провинция Бари) была незаконно вывезена за рубеж, где подпольные торговцы продали её в США – в музей города Миннеаполис. Или возьмем чашу в виде колокола, которую приписывают мастеру по росписи керамики Питону. Она была найдена в результате незаконных раскопок на юге Италии, ее тайно вывезли за границу, после чего она оказалась в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

В Метропо́литен-музее оказался и знаменитый Кратер Евфрония. Кратер – это ваза для смешивания вина и воды. Кратер Евфрония томбароли выкопали в 1971 году в 40 километрах от Рима, в Черве́тери. В древности он был городом-государством этрусков и назывался Каисра. Напомню, что именно этруски начали прививать римлянам культуру, они были их учителями.

«Битва» за Кратер Евфрония, на главной панели которого изображена одна из сцен Троянской войны из Илиады Гомера длилась несколько десятилетий. Он был продан Метрополитен-музею как предмет греческого происхождения. Музей купил кратер за 1 миллион долларов. Это была настоящая сенсация! Об этом говорила вся американская пресса. Директор Метрополитен-музея сказал, что как только он его увидел, то сразу же в него влюбился.

Но как он туда попал? Музей приобрел кратер у одного американского дилера – Роберта Хэхта, который приехал в Нью-Йорк из Цюриха. Директор был уверен в чистоте сделки. Хэхт снабдил кратер документацией, утверждая, что купил этот предмет у одного ливанца, а уж откуда тот взял его установить невозможно.

Итальянцы сразу забили тревогу, но доказать было ничего нельзя. И поэтому кратер Евфрония был законно выставлен в музее Метрополитен.

Дело приобрело новый поворот в 1995-м, когда арт-карабинеры совместно со швейцарской полицией ворвались на четыре таможенных склада в Женеве.

Помещение было зарегистрировано на швейцарскую компанию, которую полиция связывала с арт-дилером Джакомо Медичи - итальянцем, который постоянно находился под подозрением как торговец предметами, добытыми при нелегальных раскопках.

На складах хранилось 10 тысяч вывезенных из Италии экспонатов, в основном античная скульптура и керамика, на сумму около 50 миллиардов лир! Это были поразительные предметы, среди которых три дворцовые фрески, происходящие из Помпей, из Боскореале. Там нашли огромный архив Медичи.

В документах и на фотографиях обнаружились снимки разбитых, грязных артефактов, в основном сделанных полароидом. Полароидные фотографии не нужно было распечатывать в лаборатории, а значит, не было и лишних свидетелей. То есть, все просто: «черный археолог» делает снимок, приносит его торговцу, и торговец говорит: «Да, это меня интересует, неси».

На снимках, сделанных на складе, скульптуры и вазы, находящиеся в собраниях Метрополитен-музея и самого крупного в США частного музея Гетти, сфотографированы еще в том виде, в котором их откопали - покрытые слоем грязи и пыли.

Для следствия это было прямым доказательством того, что артефакты не принадлежали никаким частным владельцам, а были добыты черными археологами.

Среди снимков были и такие: оба арт-дилера - и Роберт Хэхт и Джакомо Медичи - запечатлели себя в Метрополитен-музее рядом с кратером Евфрония. Они сфотографировались возле своей «добычи». Помимо этих улик, нашлось много других. Наконец-то Хэхта и Медичи можно было привлечь к ответственности.

Медичи получил десять лет в первой инстанции, которые были сокращены до восьми лет, и штраф в 10 миллионов евро.

Метрополитен и Музей Гетти оказались в центре международного скандала. Началась тяжба по возвращению украденных из Италии экспонатов на родину.

Музей Гетти, чтобы ослабить накал страстей, и потому, что доказательства были неопровержимые, вернул 32 произведения искусств.

Двадцать артефактов, а также Кратер Евфрония - самая ценная реликвия из всех – вернулись в Италию из Метрополитен-музея после десятилетия напряженных споров.

Найденные арт-карабинерами работы русских художников дожидались сотрудников Третьяковской галереи в одном из крупных реставрационных центров Италии.

О том, как это было вспоминает заместитель Генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Губанова:

- Мы кинулись к ним как к детям, которых украли и, наконец-то, нашли. Мы стояли над ними со слезами на глазах. Вид был страшный. Больше всего пострадали репинские работы – «Портрет Тургенева» и «Отдых». На портрете жены художника было затронуто лицо.

Вскоре все похищенные полотна были отреставрированы сотрудниками Третьяковской галереи и вернулись домой в постоянную экспозицию.

Многие найденные арт- карабинерами произведения искусства подлежат длительной кропотливой реставрации. Так произошло и с уникальными терракотовыми статуэтками, которые случайно обнаружила одна синьора во время прогулки в итальянском лесу. Увидев среди листьев и кустарников человеческую руку, она сначала испугалась и подумала о чем-то криминальном. Но, приблизившись, поняла, что рука была из терракоты. Изумленная, она начала очищать эту руку и обратила внимание, что там были и другие фрагменты фигуры.

Позже арт-полицейские пытались выяснить, кто мог их здесь оставить и были ли они украдены. Установить эти обстоятельства не удалось. Единственное, что узнали, – фигурки родом с острова Ява.

Они из терракоты и представляют собой Деви Шри, богиню плодородия, и ее супруга Садона. Пару зовут «Лоро блонио», что значит «неразлучная пара» и их нужно ставить только вместе - как символ плодородия и удачи.

Можно предположить, встреча с ними для грабителей, которые эту пару разлучили, да еще и разбили, стала серьезной неудачей.

В реставрационной лаборатории музея статуэтки собрали по частям, очистили и вернули первоначальный цвет. Квесту́ра – местное полицейское управление - опубликовало объявление о находке. Однако, владелец не появился, и статуэтки были переданы в государственный музей.

Благодаря сотрудничеству граждан с карабинерами за последние пятнадцать лет в музей попало не меньше четырехсот предметов. История с «Неразлучной парой» – один из многих случаев, когда о пропавших арт-ценностях карабинерам сообщают граждане. Пиететно относится к культурным ценностям итальянцев учат с детства. Арт-карабинеры постоянно встречаются со школьниками, рассказывают ребятам о своей работе, призывают защищать культурное наследие страны с самого раннего возраста. 

Поскриптум.

Указ Президиума Верховного Совета Российской Федерации 

О награждении Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации граждан Итальянской Республики Конфорти Роберто и Буттарелли Энрико

Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановляет:

За успешное осуществление розыска произведений живописи русских художников ХIХ века из коллекции Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея", похищенных из Музея современного искусства "Вилла Кроче" в городе Генуе (Италия) в период их экспонирования, наградить Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Российской Федерации граждан Итальянской Республики:

Конфорти Роберто - полковника, начальника отдела по охране памятников старины корпуса карабинеров;

Буттарелли Энрико - капитана, командира спецподразделения отдела по охране памятников старины корпуса карабинеров. 

Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. Хасбулатов

Москва, Дом Советов России

30 марта 1992 года

N 2611/2-I

Информация по документу

Вот так, закончилась история с похищением картин из собрания золотого фонда коллекции Третьяковской галереи в Генуе, в 1991 году. С Роберто Конфорти, в конце прошлого века , мы встречались в Риме за чашечкой ароматного итальянского кофе и, естественно, вспоминали пережитое. К сожалению, Роберто сейчас нет рядом с нами. Он был крепким профессионалом и хорошим человеком. Но тогда, нахмурив брови, и с некой неудовлетворенностью, говорил, что мотивы кражи ему до сих пор мало понятны, поскольку не вкладываются в традиционную логику тех, кто занимается этим видом преступной деятельности, но зато, широко улыбаясь, с удовольствием вспоминал свой визит в Москву и особенно посещение Большого театра...


Участники событий и другие указанные лица:

  • Адамишин Анатолий Леонидович, советский и российский дипломат, государственный деятель, чрезвычайный и полномочный посол;
  • Васильев Константин Алексеевич, советский художник, известный своими работами на былинно-мифологические темы;
  • Верещагин Василий Васильевич, русский живописец, писатель, один из самых известных баталистов второй половины XIX века;
  • Ге Николай Николаевич, русский художник-живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, выполнял также скульптурные работы;
  • Губенко Николай Николаевич, советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист; народный артист РСФСР;
  • Журавлёв Фирс Сергеевич, русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников;
  • Звягинцев Александр Григорьевич, советский и российский общественный деятель, Секретарь союза писателей РФ, правовед, писатель, историк, драматург и киносценарист, автор, автор книг и фильмов по Нюрнбергскому процессу;
  • Калатозов (Калатозишвили) Михаил Константинович, советский кинорежиссёр, сценарист и кинооператор;
  • Марон Владимир Самойлович, советский организатор кинопроизводства, заслуженный работник культуры РСФСР;
  • Неврев Николай Васильевич, русский исторический и жанровый живописец, один из ярких представителей Товарищества передвижных художественных выставок;
  • Поленов Василий Дмитриевич, русский художник исторической, пейзажной и жанровой живописи, профессор Императорской Академии художеств;
  • Репин Илья Ефимович, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств;
  • Романов Александр II Николаевич, император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский из династии Романовых, проводивший широкомасштабные реформы;
  • Саврасов Алексей Кондратьевич, русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, академик Императорской Академии художеств;
  • Суриков Василий Иванович, русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств;
  • Третьяков Павел Михайлович, русский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи;
  • Трубин Николай Семёнович, советский государственный деятель, кандидат юридических наук, доцент, последний Генеральный прокурор СССР;
  • Тургенев Иван Сергеевич, русский писатель-реалист, публицист, драматург, прозаик и переводчик, один из классиков русской литературы;
  • Шишкин Иван Иванович, русский живописец, рисовальщик, академик Императорской академии художеств, один из главных мастеров реалистического пейзажа второй половины XIX века.

Ньюсмейкер: Пресс-центр Звягинцева А.Г. — 148 публикаций
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...