24.05.2023 16:11
Новости.
Просмотров всего: 11569; сегодня: 1.

Основатель передвижничества Алексей Саврасов

Основатель передвижничества Алексей Саврасов

Алексей Саврасов обладал удивительным даром проникновенного изображения русской природы. По школьным учебникам мы знаем художника прежде всего как автора картины «Грачи прилетели». Между тем Саврасов стоял у истоков движения передвижников, его творчество называли «весной русского пейзажа», а его самого – основоположником русского импрессионизма. В отличие от учеников – Левитана, Коровина, Нестерова – слава не была к нему особо благосклонна... однако то влияние, которое он оказал на русскую живопись, бесценно.

От ученика к учителю.

Алексей Саврасов родился 24 мая 1830 года в московском Замоскворечье. Живописью он начал заниматься самостоятельно в возрасте 12 лет, черпая вдохновение из сюжетов, которые видел в популярных журналах того времени. Моральной поддержки не имелось – отец, торговец галантерейными товарами, мечтал, чтобы сын продолжил его дело, хотя знакомые торговцы и говорили, что, наверное, такие картины можно продавать – некоторые даже начали делать предложения.

Подросток сам накопил денег продажей рисунков и поступил было в Московское училище живописи и ваяния, но в силу обстоятельств учёбу пришлось прервать и возобновить только несколькими годами позже. По счастью, Саврасов попал в пейзажный класс к замечательному художнику-романтику Карлу Рабусу. Рядом была мастерская «первой кисти государства» Карла Брюллова, так что поучиться было у кого.

Саврасов с отличием закончил учёбу. В 21 год он создал «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851 год) – один из первых шедевров, получивших известность. Критики относят полотно к позднеромантической традиции. Загадочно, если не сказочно, выглядит Кремль в лучах солнца, которое показывается после сильного дождя. Сам Кремль виднеется вдалеке, а бегущая от дождя фигура женщины на правом переднем плане ещё немного и скроется из виду. Основное действующее лицо, как и во всех картинах мастера, – на этот раз бушующая природа.

Несколькими годами позже, работая на берегу Финского залива, художник написал «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», которые были отмечены особо лирическим настроением. Эти и другие его картины были выставлены на академической художественной выставке в 1854 году. Великая княгиня Мария Николаевна оказалась там по случаю и так прониклась работами Саврасова, что приобрела одну из них. Кстати, ещё одну работу, посвящённую Ораниенбауму, позже приобрёл знаменитый коллекционер Павел Третьяков.

Такое благосклонное отношение высокопоставленной особы имело значительные последствия: в возрасте всего 24 лет Саврасов получил звание академика. На него посыпались заказы на копии европейских пейзажистов и морских пейзажей Ивана Айвазовского. У Саврасова появился реальный шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву. В 1857 году после смерти любимого учителя Саврасов стал руководить пейзажным классом в художественном училище. В том же году он сочетался браком с сестрой близкого друга Софией Герц.

Алексей Кондратьевич отличался нестандартной манерой преподавания – он часто приглашал студентов рисовать с натуры, например, мог прервать занятие в классе и позвать всех в парк, чтобы зарисовать распускающиеся листья. Один из великих учеников Саврасова, Константин Коровин, описывал мастера как человека «совершенно особой кротости», который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, была «свободнейшей из всей школы».

В 1860-е гг. живописец вступает в Московское общество любителей художеств, от которого его направляют на Всемирную выставку в Лондон. Далее он посетил несколько европейских стран. Особенно Саврасова вдохновила Швейцария, где он написал несколько пейзажей в Альпах. Тем не менее художник продолжает оставаться верным «русской» – неприукрашенной, но в то же время лиричной манере письма.

Летом 1870 года он путешествует по Поволжью. Художник вдохновлён великой рекой, и в ближайшие пять лет именно Волга будет в центре его творчества.

«Грачи прилетели».

Картина «Грачи прилетели» (1871) известна многим с самого детства. Такое знакомое хмурое мартовское небо, вьющаяся стая грачей и островки ещё не оттаявшего снега – типичный мрачноватый сюжет русской провинции. Весна была излюбленным временем года художника, много работ он посвятил ей. Однако не только характерная для Саврасова реалистическая манера передачи действительности, но и личная трагедия стоит за этим произведением. Умерла маленькая дочь, и Саврасов отправился оплакивать её в село Молвитино Костромской области. Трагическая потеря нашла отражение в этой работе. Исаак Левитан, ученик Саврасова, считал «Грачей» одной из лучших картин мастера. Он отмечал, что за кажущейся незатейливостью сюжета можно почувствовать «мягкую и добрую душу художника, для которого всё это было драгоценным и близким».

Осенью того же года полотно было представлено на выставке Московского общества любителей художеств, вызывая восхищение публики и превосходные отзывы критиков. Картина была признана лучшей, её приобрел Павел Третьяков за 600 рублей – по тем временам очень значительная сумма. Один из самых именитых критиков того времени Владимир Стасов отмечал, что это, вероятно, лучшая и самая оригинальная картина Саврасова. Картина и правда сыграла важную роль в развитии лирического пейзажа второй половины XIX века. Художник Иван Крамской писал, что на выставке эта картина «является лучшей, и она действительно прекрасна».

На Первой передвижной выставке, где большинство пейзажей представляли собой традиционные природные или архитектурные виды, пейзаж Саврасова стал «гвоздём программы». Кстати, о передвижниках: поворотным 1871 годом ознаменовалось главное событие в жизни не только Саврасова, но и всего художественного мира тех лет – организация Товарищества передвижников (полное название: «Товарищество передвижных художественных выставок»). У членов сообщества был свой устав, который, в частности, гласил: «Товарищество имеет целию: устройство, с надлежащего разрешения, во всех городах империи передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителям провинции возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения для художников сбыта их произведений». По сути Саврасов, а также его коллеги по цеху Илья Репин, Иван Шишкин, Василий Суриков, Василий Перов, братья Васнецовы, открыли профсоюз. Касса товарищества состояла из денег, собранных на входных билетах и 5 % с продаж картин.

Неудачная полоса.

Алексей Кондратьевич продолжал писать и преподавать до конца 1870-х годов. К сожалению, с течением времени его картины пользуются всё меньшим спросом, критики перестают быть благосклонными. Рядом появляются более молодые, более яркие таланты, в числе которых его собственные ученики. Мир вокруг начинает меняться – и темы, и цвета становятся более броскими, изощрёнными, экспрессивными. Тонкая русская лирика уходит на второй план.

Саврасов находит утешение в алкоголе. В конце концов его покидают жена с детьми, и начинается самое страшное для художника – проблемы со зрением. В 1882 году его увольняют и из любимого училища. Он продолжал писать картины и за бесценок продаёт их перекупщикам, которые пользуются несчастным положением некогда уважаемого живописца. Старшая дочь художника, Вера Алексеевна Саврасова, вспоминала, что отец не хотел её учить искусству, так как был уверен, что «художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант».

Алексей Саврасов скончался в 1897 году в Москве в больнице для бедных.

Послесловие.

Сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) входит в рейтинг топ-100 самых дорогих русских художников. На мировых аукционах цены на его картины дважды преодолевали отметку в миллион долларов. Одна из недавних продаж – считавшийся утерянным пейзаж «Волга в окрестностях Юрьевца» (1870), который ушёл с молотка на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,3 млн долларов.

Текст: Анна Генова.



Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12173 публикации
Сайт: russkiymir.ru/publications/313722/
Поделиться:

Интересно:

Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...
Как освещались дома на Руси
10.11.2025 11:13 Аналитика
Как освещались дома на Руси
Трудно вообразить, как наши предки обходились без электричества, с учетом того, что в крестьянских домах окна «застеклялись» бычьим пузырем, и жилые помещения даже днем находились в полумраке. Помимо лучин, как у большинства малоимущего населения, в более состоятельных домах использовались факела, свечи, а затем появились и масляные светильники. Естественно, что исходя из эстетических потребностей, светцы – держатели лучин, подсвечники, светильники, масляные лампы и канделябры были одним из важных декоративных элементов жилища. Уникальная коллекция масляных светильников была найдена в славянском культурном слове при раскопках городища Саркел-Белая Вежа. Саркел, что на хазарском языке означало «Белый дом», а затем переименованный на славянский лад «Белая Вежа» - хазарский город-крепость на левом берегу реки Дон, построенный в 834-837 годах на перекрестке торговых путей. В 965 году Саркел...
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...