1 декабря в Майами на выставке Art Basel были объявлены победители беспрецедентного проекта – международного конкурса молодых художников, прошедшего в рамках первой в мире биеннале современного искусства в Антарктиде. Победу одержали проекты из Японии и Германии. Проведением и ивент-поддержкой конкурса занималось российское маркетинговое агентство Vein Technologies.
Агентством была проработана юридическая составляющая проекта, создан специальный раздел конкурса на сайте биеннале и техническая система для сбора и обработки заявок, организована «горячая линия» по обработке запросов соискателей. Специалисты агентства также взяли на себя работу по размещению информации о конкурсе в художественных сообществах в соцмедиа и в международных СМИ.
Конкурс стартовал 22 августа и завершился 28 октября 2016 года. Заявки принимались от художников не старше 35 лет, работающих в различных жанрах современного искусства: инсталляция, перформанс, хэппенинг, новые медиа. Соискатели должны были предложить проект, который можно будет реализовать во время высадок на антарктический континент, на воде или на борту экспедиционного корабля – в соответствии с девизом биеннале «мобильное в мобильном». Участники должны были учитывать, что в Антарктиде после завершения экспедиции не должно остаться никаких материальных следов присутствия человека.
На конкурс пришла 461 заявка. География проекта охватила 59 стран, в нём приняли участие художники из Бразилии и Сингапура, Непала и Монголии, Кубы и Австралии. Наиболее активными оказались молодые художники из США, Великобритании и России. Самая активная возрастная группа – художники в возрасте от 29 до 34 лет.
Победители конкурса в марте 2017 года воплотят свои творческие замыслы на самой притягательной и неизведанной площадке в мире – в Антарктиде. Авторы 15 работ, прошедших в финал конкурса, станут участниками групповой выставки в Павильоне Антарктиды в рамках Венецианской Биеннале 2017 года.
«Конечно, перед стартом конкурса было много опасений. И что участников будет немного, и что предложенный нами оргвзнос за обработку заявок будет неоднозначно воспринят художниками, – рассказывает генеральный директор Vein Technologies Оксана Салихова. – В итоге проект получил вдвое больше заявок, чем мы ожидали. И, уже запустившись, он привлек к себе внимание такого бренда как BMW Russia, который стал партнером проекта и поддержал нас. Благодаря этой поддержке более 10 молодых художников с наиболее интересными ответами на вопрос, почему они хотят сделать проект именно в Антарктике, смогли подать заявку без оплаты взноса».
Оксана Салихова отмечает, что в продвижении конкурса агентству Vein Technologies было необходимо учитывать наднациональный характер проекта. Целевая аудитория – это молодые художники по всему миру, поэтому языками продвижения стали английский, испанский, французский, немецкий; продвижение в России было по объему аудитории таким же, как во Францию или Испании, – не более 5%.
Процесс приема заявок, помимо технического сопровождения, предусматривал и прямое общение с участниками со всего мира, ежедневные ответы на многочисленные вопросы. «Вопросы были, конечно, самыми разными, ведь мало кто из художников был в Антарктиде – комментирует Оксана Салихова, – от «Можно ли мне взять мою собачку?» и «Бывает ли там солнце?» до каких-то технических моментов и экологических соображений, связанных с установкой объектов на Южном полюсе».
Open Call вызвал широкие обсуждения, бурную реакцию художественной общественности. Многие начали задумываться, как будет реализована биеннале в Антарктиде, что у нее за цели. Рассказывает директор Antarctic Biennale Вероника Гименез: «Мы получили отклик даже в китайской прессе. Благодаря этому конкурсу информация о биеннале распространилась по всему миру. Объявление конкурса вызвало массу вопросов, которые мы предполагали ставить на других мероприятиях проекта, например, на экспертных дискуссиях Antarctic Bienalle Vision Club: «Что человечество имеет право делать в Антарктиде?», «Каково будущее Антарктиды?». Благодаря конкурсу люди стали выражать свое мнение по поводу судьбы континента. И это очень большой позитивный результат». В целом же, на данный момент о конкурсе вышло более 60 публикаций по всему миру: в США, Южной Америке, европейских странах, Китае, Египте.
«Во многом нам помог уже имеющийся опыт в проведении крупных конкурсов, как например, всероссийский конкурс Минпромторга в рамках программы «Сделано для детства» или конкурс для СМИ Минстроя РФ под названием «Созидание и развитие», – комментирует Оксана Салихова. – Но Antarctic Biennale – это проект иного класса, это вызов для Vein Technologies, глобальный арт-проект очень высокого уровня».
Победителями Open Call стали Шо Хесагава (Япония) с проектом «Зимний пейзаж» и Густав Дусинг (Германия) с проектом «Укрытие».
15 финалистов, работы которых будут представлены в Павильоне Антарктиды на 57-й Венецианской Биеннале искусств 2017 года: Андреас Лутц (Германия), Ариэль Spadari (Бразилия), Бриджит Стид (Великобритания); Джейкоб Харпер (США), Жасмин Бласко (Франция), Ким Шеппард (Канада), Луиза Оутс (Великобритания), Матильда Сольбьяти (Италия), Медб О'Коннор (Ирландия), Стефан Лакснесс (Исландия), Стефани Роланд (Бельгия), Сайбрен Ренема (Нидерланды), Том Блейк (Австралия), Валентин Сибони (Франция), Уинстон Хмелиньский (США).